В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
- Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
- Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
- Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
НОРМАТИВНО_ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ссылка на сайт)
Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ссылка на сайт)
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ссылка на сайт)
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ссылка на сайт)
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (ссылка на сайт)
Методические рекомендации по информационной безопасности
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ
НЕЛЬЗЯ
Сообщать свою частную информацию посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, фотографии себя, друзей, родителей).
Менять настройки антивируса и открывать сайты, которые заблокированы.
Сохранять и открывать подозрительные файлы, в том числе отправленные через электронную почту.
Рассылать спам, «информационную грязь», «письма счастья».
Грубить, придираться, оказывать давление, вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести вред тебе или твоим близким.
Не проверив сайт, отправлять деньги, расплачиваясь за покупки.
Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться злоумышленник.
ОСТОРОЖНО
Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям (опекунам). Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха или посоветуйся со старшими.
Незаконное копирование файлов в Интернете запрещено (пользуйся ссылками).
Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.
МОЖНО
Ответственно относиться к логину и паролю.
Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах.
Уважать другого пользователя.
Получив оскорбительное сообщение, прекратить общение.
При копировании информации из Интернета, делать ссылку на него.
Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Открывай только те ссылки, в которых уверен.
Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как себя вести в сети.
Компьютер предназначен для образовательных программ и игр, помощи в учебе и чтения интересных книг.
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03):
Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Нормы времени нахождения детей за компьютером:
• Первоклассники – 10 минут.
• Ученики 2-5-х классов – 15 минут;
• 6–7-го – 20 минут;
• 8–9-го – 25 минут.
После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.